Новости > Сдача отчетности через Интернет
14 мая 2010
Процесс обмена конфиденциальной информацией между гражданами и государственными органами всегда представлял определенную проблему для обеих сторон. Бесконечные очереди, кипы бумаг, трудоемкость обработки, неизбежные ошибки и повторные приходы для их устранения — снова очереди... Особенно это касается сдачи налоговой отчетности. Терпению иных бухгалтеров можно только позавидовать, а участи налоговых инспекторов разве что посочувствовать. В связи с чем возникает закономерный вопрос: почему российские налогоплательщики, уже давно и прочно перешедшие на компьютерную подготовку документов, до сих пор не сделали (в массовом порядке) последний шаг — не посылают отчетность через Интернет?
Законодательная база для юридически значимого электронного документооборота была сформирована еще в 2002 году, когда федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (Приказ МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169), Методические рекомендации об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (Приказ МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-32/705@ в ред. Приказа ФНС РФ от 04.03.2010 N ММ-7-6/96@, с изм., внесенными Приказом МНС РФ от 08.08.2003 N БГ-3-32/443@) и ряд других правовых актов не только создали условия для сдачи налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности через Интернет, но и разрешили не дублировать электронные документы на бумаге. За прошедшие годы законодательная база совершенствовалась несколько раз. Последняя волна обновлений произошла в январе-апреле нынешнего года, когда в действующие правовые акты были внесены поправки и утверждены изменения в форматы предоставления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде.
Кусочки хитроумной головоломки, наконец, сложились в целостную картину и выяснилось, что сдать отчетность через Интернет, оказывается, совсем не сложно, и по цене, в принципе, доступно. Итак, если максимально упростить казенный язык многочисленных приказов, правил, рекомендаций и прочих регламентирующих бумаг, для сдачи отчетности через Интернет необходимо обратиться в ближайший Удостоверяющий центр и получить там сертификат ключа электронно-цифровой подписи (ЭЦП) — как правило, он выдается в виде флешки небольшого объема памяти. Далее нужно заключить договор со спецоператором, через которого будет отправляться отчетность, и оплатить его услуги. В соответствии с выбранной формой сотрудничества, спецоператор предоставит необходимые программы и разъяснит порядок дальнейших действий.
В общих чертах он выглядит следующим образом — данные отчета заносятся в соответствующую программу, которая создает электронный документ согласно утвержденным форматам, после чего отчет шифруется, подписывается электронно-цифровой подписью и отправляется спецоператору (в случае, если отчетность отправляет представитель, вместе с отчетом направляется его доверенность). Спецоператор, в свою очередь, в течение 2 часов (независимо от дня недели и времени суток), высылает «Подтверждение даты отправки электронного документа», на которое в течение суток нужно ответить «Извещением о получении подтверждения». Далее в течение 4 часов после отправки от спецоператора, но уже из налоговой, должно прийти «Извещение о получении электронного документа» либо «Сообщение об ошибке» (в случае ошибки необходимо проверить документ и выслать его заново, так как ошибочный документ не считается представленным). Однако и после получения документа в ходе его дальнейшей проверки могут быть выявлены какие-то нарушения и налоговая, через спецоператора, вышлет «Уведомление об отказе». Причины отказа будут указаны и после их устранения можно будет снова выслать отчет. Если документ будет признан корректным, он будет зарегистрирован в налоговой базе, а плательщику выслана «Квитанция о приеме», о получении которой нужно будет проинформировать налоговую не позднее следующего рабочего дня. Далее отчет вводится в базу данных инспекции. Если при этом выявляются ошибки, налогоплательщику направляется «Уведомление об уточнении», о получении которого он снова должен проинформировать инспекцию. Если ошибок не выявлено, должно прийти «Извещение о вводе» (проинформировать о получении). Обязанности по предоставлению отчетности считаются выполненными после того, как налогоплательщик получит «Квитанцию о приеме» и «Извещение о вводе». Для сдачи отчетности через Интернет в Пенсионный фонд России, помимо договора со спецоператором, потребуется еще и соглашение непосредственно с фондом.
Преимущества сдачи отчетности через Интернет очевидны. Это, прежде всего, возможность обмена информацией с налоговыми органами, пенсионным фондом и службами статистики прямо со своего рабочего места, минуя проблемы с городским транспортом и очередями в эти инстанции. Кроме того, независимо от графика работы, отчет можно послать до 24 часов последнего дня срока его сдачи — иногда это бывает очень кстати. В обязанность спецоператоров входит постоянное обновление необходимых форм отчетности и программного обеспечения в соответствии с действующим законодательством и требованиями налоговиков, что позволяет налогоплательщику всегда использовать только актуальные форматы. Как правило, пользователям предоставляются и дополнительные сервисы — например, автоматическая проверка документа на полноту и правильность заполнения полей, возможность в реальном времени получать информацию о состоянии лицевого счета, производить сверки платежей и др.
Популярность сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности по телекоммуникационным сетям набирает все большую популярность в развитых странах. В Европе около 50% всей отчетности поступает через Интернет, в Австралии порядка 75%, в США более 80% (http://www.shafran-1c.ru/sbis/drugiestr/). При этом подходы к решению проблемы различны. Например, американцы могут использовать для заполнения и отправки деклараций аудиторскую фирму-посредника, заполнять и отправлять отчеты он-лайн на сайтах спецоператоров (стоимость одного отчета от 10 до 40$, гражданам с доходом менее 50 тысяч долларов в год — бесплатно) или купить программу, самостоятельно сформировать отчет и отправить через оператора (стоимость обновления программы от 50$). В Канаде можно как самостоятельно готовить и отправлять отчеты, так и использовать для этого посредника, и кроме того, при несложной отчетности, можно получить код доступа и «сдаваться» по телефону с помощью робота. В Австралии вместо электронной цифровой подписи применяется уникальный числовой код (TFN - tax file number). В Германии отчетность посылают по e-mail с помощью специальной программы, которая бесплатно распространяется налоговой среди фирм-разработчиков в виде программного ядра и, после их доработки, продается налогоплательщикам. В Бельгии все большую популярность набирает технология сдачи отчетности Tax-on-web, позволяющая передавать конфиденциальные данные напрямую от плательщика в налоговые органы.
Очевидно, что в России столь медленное развитие удаленного способа сдачи отчетности обусловлено отнюдь не техническими сложностями для конечных пользователей. Причина скорее кроется в малом количестве спецоператоров из-за сложной и дорогостоящей системы лицензирования их деятельности и сертифицирования используемых программ. Отсутствие конкуренции не способствует снижению цен на их услуги, руководство же небольших организаций склонно экономить денежные средства, а отнюдь не рабочее время своих бухгалтеров.
Законодательная база для юридически значимого электронного документооборота была сформирована еще в 2002 году, когда федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (Приказ МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169), Методические рекомендации об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (Приказ МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-32/705@ в ред. Приказа ФНС РФ от 04.03.2010 N ММ-7-6/96@, с изм., внесенными Приказом МНС РФ от 08.08.2003 N БГ-3-32/443@) и ряд других правовых актов не только создали условия для сдачи налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности через Интернет, но и разрешили не дублировать электронные документы на бумаге. За прошедшие годы законодательная база совершенствовалась несколько раз. Последняя волна обновлений произошла в январе-апреле нынешнего года, когда в действующие правовые акты были внесены поправки и утверждены изменения в форматы предоставления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде.
Кусочки хитроумной головоломки, наконец, сложились в целостную картину и выяснилось, что сдать отчетность через Интернет, оказывается, совсем не сложно, и по цене, в принципе, доступно. Итак, если максимально упростить казенный язык многочисленных приказов, правил, рекомендаций и прочих регламентирующих бумаг, для сдачи отчетности через Интернет необходимо обратиться в ближайший Удостоверяющий центр и получить там сертификат ключа электронно-цифровой подписи (ЭЦП) — как правило, он выдается в виде флешки небольшого объема памяти. Далее нужно заключить договор со спецоператором, через которого будет отправляться отчетность, и оплатить его услуги. В соответствии с выбранной формой сотрудничества, спецоператор предоставит необходимые программы и разъяснит порядок дальнейших действий.
В общих чертах он выглядит следующим образом — данные отчета заносятся в соответствующую программу, которая создает электронный документ согласно утвержденным форматам, после чего отчет шифруется, подписывается электронно-цифровой подписью и отправляется спецоператору (в случае, если отчетность отправляет представитель, вместе с отчетом направляется его доверенность). Спецоператор, в свою очередь, в течение 2 часов (независимо от дня недели и времени суток), высылает «Подтверждение даты отправки электронного документа», на которое в течение суток нужно ответить «Извещением о получении подтверждения». Далее в течение 4 часов после отправки от спецоператора, но уже из налоговой, должно прийти «Извещение о получении электронного документа» либо «Сообщение об ошибке» (в случае ошибки необходимо проверить документ и выслать его заново, так как ошибочный документ не считается представленным). Однако и после получения документа в ходе его дальнейшей проверки могут быть выявлены какие-то нарушения и налоговая, через спецоператора, вышлет «Уведомление об отказе». Причины отказа будут указаны и после их устранения можно будет снова выслать отчет. Если документ будет признан корректным, он будет зарегистрирован в налоговой базе, а плательщику выслана «Квитанция о приеме», о получении которой нужно будет проинформировать налоговую не позднее следующего рабочего дня. Далее отчет вводится в базу данных инспекции. Если при этом выявляются ошибки, налогоплательщику направляется «Уведомление об уточнении», о получении которого он снова должен проинформировать инспекцию. Если ошибок не выявлено, должно прийти «Извещение о вводе» (проинформировать о получении). Обязанности по предоставлению отчетности считаются выполненными после того, как налогоплательщик получит «Квитанцию о приеме» и «Извещение о вводе». Для сдачи отчетности через Интернет в Пенсионный фонд России, помимо договора со спецоператором, потребуется еще и соглашение непосредственно с фондом.
Преимущества сдачи отчетности через Интернет очевидны. Это, прежде всего, возможность обмена информацией с налоговыми органами, пенсионным фондом и службами статистики прямо со своего рабочего места, минуя проблемы с городским транспортом и очередями в эти инстанции. Кроме того, независимо от графика работы, отчет можно послать до 24 часов последнего дня срока его сдачи — иногда это бывает очень кстати. В обязанность спецоператоров входит постоянное обновление необходимых форм отчетности и программного обеспечения в соответствии с действующим законодательством и требованиями налоговиков, что позволяет налогоплательщику всегда использовать только актуальные форматы. Как правило, пользователям предоставляются и дополнительные сервисы — например, автоматическая проверка документа на полноту и правильность заполнения полей, возможность в реальном времени получать информацию о состоянии лицевого счета, производить сверки платежей и др.
Популярность сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности по телекоммуникационным сетям набирает все большую популярность в развитых странах. В Европе около 50% всей отчетности поступает через Интернет, в Австралии порядка 75%, в США более 80% (http://www.shafran-1c.ru/sbis/drugiestr/). При этом подходы к решению проблемы различны. Например, американцы могут использовать для заполнения и отправки деклараций аудиторскую фирму-посредника, заполнять и отправлять отчеты он-лайн на сайтах спецоператоров (стоимость одного отчета от 10 до 40$, гражданам с доходом менее 50 тысяч долларов в год — бесплатно) или купить программу, самостоятельно сформировать отчет и отправить через оператора (стоимость обновления программы от 50$). В Канаде можно как самостоятельно готовить и отправлять отчеты, так и использовать для этого посредника, и кроме того, при несложной отчетности, можно получить код доступа и «сдаваться» по телефону с помощью робота. В Австралии вместо электронной цифровой подписи применяется уникальный числовой код (TFN - tax file number). В Германии отчетность посылают по e-mail с помощью специальной программы, которая бесплатно распространяется налоговой среди фирм-разработчиков в виде программного ядра и, после их доработки, продается налогоплательщикам. В Бельгии все большую популярность набирает технология сдачи отчетности Tax-on-web, позволяющая передавать конфиденциальные данные напрямую от плательщика в налоговые органы.
Очевидно, что в России столь медленное развитие удаленного способа сдачи отчетности обусловлено отнюдь не техническими сложностями для конечных пользователей. Причина скорее кроется в малом количестве спецоператоров из-за сложной и дорогостоящей системы лицензирования их деятельности и сертифицирования используемых программ. Отсутствие конкуренции не способствует снижению цен на их услуги, руководство же небольших организаций склонно экономить денежные средства, а отнюдь не рабочее время своих бухгалтеров.
Опубликовано в категории:
статьи
Комментариев нет.