Новости > О новой и старой транспортных накладных
16 сентября 2011
Очередное транспортное нововведение российского правительства повергло в замешательство даже видавших виды грузоперевозчиков. С 25 июля 2011 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 272 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом» введена новая форма транспортной накладной. Новый бланк транспортной накладной содержится в Приложении №4 указанного Постановления. Однако новое законодательство не отменило постановление Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78, а вместе с ним и применение типовой межотраслевой формы товарно-транспортной накладной № 1-Т. В этой связи у грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей возник закономерный вопрос: нужна ли теперь старая ТТН?
Как водится, спустя некоторое время, в ответ на многочисленные просьбы разъяснить порядок применения новой транспортной накладной и формы №1-Т, последовали комментарии соответствующих министерств и ведомств. Сначала Минтранс (в письме от 20 июля 2011 г. N 03-01/08-1980ис), а затем и Минфин (в письмах от 17.08.11 №03−03−06/1/500 и от 17.08.11 №03−03−06/1/492) сообщили о том, что использование новой транспортной накладной не исключает также и применение накладных форм №1−Т и ТОРГ-12. В случае наличия договора перевозки груза между грузоотправителем и перевозчиком, подтверждение затрат организации на перевозку груза автомобильным транспортом и факта его транспортировки осуществляется на основании как транспортной накладной, так и накладной формы №1−Т, используемой в бухгалтерском и налоговом учете, — разъясняют чиновники. В случае если грузоотправитель самостоятельно доставляет товар до склада покупателя, возникают гражданско-правовые отношения при оказании услуг по перевозке, связанные с необходимостью согласования условий и стоимости перевозки груза, а также места и даты доставки груза. В данном случае затраты налогоплательщика на перевозку груза автомобильным транспортом и факт его транспортировки подтверждаются как транспортной накладной, так и накладной формы N 1-Т. Если же договор перевозки не заключался и покупатель собственным транспортом вывозит товар со склада грузоотправителя — услуги по перевозке не оказываются и транспортная накладная не составляется, а затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом на транспортное средство, — сходятся во мнении оба министерства. Товарная накладная по форме ТОРГ-12 относится к первичной учетной документации по учету торговых операций и применяется для оформления продажи товарно-материальных ценностей сторонней организации, а значит также входит в состав путевой документации.
Росалкогольрегулирование 8 июля 2011 г. обнародовал свои Разъяснения «Об оформлении документов, сопровождающих оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при вступлении в силу Постановления Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272». В них, в частности, говорится: «...Постановление №272 не отменяет Постановление Госкомстата от 28.11.1997 г. №78. Таким образом, транспортная накладная, утвержденная Постановлением № 272, не является сопроводительным документом, удостоверяющим легальность производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». По аналогии, очевидно, старую ТТН по форме № 1-Т наряду с новой транспортной накладной из Приложения № 4 Постановления № 272 следует применять и в других отраслях.
Новая транспортная накладная введена в связи с присоединением нашей страны к ДОПОГ (Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов), а также к СПС (Соглашению о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок) с целью приведения российской дорожной документации в соответствие международным нормам. Однако до вступления в силу касающихся этих соглашений пунктов (п. 3, 4 новых Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных тем же Постановлением № 272) установлен переходный период — они станут обязательными к исполнению по истечении 12 месяцев со дня официального опубликования, то есть только в апреле будущего года. Будем надеяться, что к тому времени здравый смысл возобладает, и вопрос об отмене старой ТТН решится положительно.
Как водится, спустя некоторое время, в ответ на многочисленные просьбы разъяснить порядок применения новой транспортной накладной и формы №1-Т, последовали комментарии соответствующих министерств и ведомств. Сначала Минтранс (в письме от 20 июля 2011 г. N 03-01/08-1980ис), а затем и Минфин (в письмах от 17.08.11 №03−03−06/1/500 и от 17.08.11 №03−03−06/1/492) сообщили о том, что использование новой транспортной накладной не исключает также и применение накладных форм №1−Т и ТОРГ-12. В случае наличия договора перевозки груза между грузоотправителем и перевозчиком, подтверждение затрат организации на перевозку груза автомобильным транспортом и факта его транспортировки осуществляется на основании как транспортной накладной, так и накладной формы №1−Т, используемой в бухгалтерском и налоговом учете, — разъясняют чиновники. В случае если грузоотправитель самостоятельно доставляет товар до склада покупателя, возникают гражданско-правовые отношения при оказании услуг по перевозке, связанные с необходимостью согласования условий и стоимости перевозки груза, а также места и даты доставки груза. В данном случае затраты налогоплательщика на перевозку груза автомобильным транспортом и факт его транспортировки подтверждаются как транспортной накладной, так и накладной формы N 1-Т. Если же договор перевозки не заключался и покупатель собственным транспортом вывозит товар со склада грузоотправителя — услуги по перевозке не оказываются и транспортная накладная не составляется, а затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом на транспортное средство, — сходятся во мнении оба министерства. Товарная накладная по форме ТОРГ-12 относится к первичной учетной документации по учету торговых операций и применяется для оформления продажи товарно-материальных ценностей сторонней организации, а значит также входит в состав путевой документации.
Росалкогольрегулирование 8 июля 2011 г. обнародовал свои Разъяснения «Об оформлении документов, сопровождающих оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при вступлении в силу Постановления Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272». В них, в частности, говорится: «...Постановление №272 не отменяет Постановление Госкомстата от 28.11.1997 г. №78. Таким образом, транспортная накладная, утвержденная Постановлением № 272, не является сопроводительным документом, удостоверяющим легальность производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». По аналогии, очевидно, старую ТТН по форме № 1-Т наряду с новой транспортной накладной из Приложения № 4 Постановления № 272 следует применять и в других отраслях.
Новая транспортная накладная введена в связи с присоединением нашей страны к ДОПОГ (Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов), а также к СПС (Соглашению о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок) с целью приведения российской дорожной документации в соответствие международным нормам. Однако до вступления в силу касающихся этих соглашений пунктов (п. 3, 4 новых Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных тем же Постановлением № 272) установлен переходный период — они станут обязательными к исполнению по истечении 12 месяцев со дня официального опубликования, то есть только в апреле будущего года. Будем надеяться, что к тому времени здравый смысл возобладает, и вопрос об отмене старой ТТН решится положительно.
Опубликовано в категории:
статьи
Комментариев нет.